sergiusjs (sergiusjs) wrote,
sergiusjs
sergiusjs

Category:

О рыцарях бедных замолвите слово или история одного Start Up

В результате первого крестового похода в Святую Землю возник  орден Тамплиеров. Вокруг создания ордена, как, впрочем, и о его деятельности распространено много домыслов и легенд. Попробую разобраться в истории его создания в тех исторических условиях. Заодно опишу лиц непосредственно с орденом связаных.

          Для начала отмечу, что «Рыцари Христа и храма Соломона» (Pauperes commilitones Christi Templique Solomonici), получили своё имя не от храма Гроба Господнего (Templum Domini), находящегося рядом.
            Дата создания ордена скрывает многое, в том числе, и реальных организаторов предприятия. По одним данным датой создания является год объединения армий Египта и Дамаска против Иерусалима (1118), когда, якобы, к королю Иерусалима Балдуину II явились девять рыцарей, которые дали монашеские обеты, и взяли на себя защиту паломников на пути из Яффы в Иерусалим. Другие ссылаются на события произошедшие на Пасху 1119 года, когда на паломников, следовавших из Иерусалима к Иордану, было совершено нападение, многие были убиты. Это событие и заставило девятерых рыцарей обратиться к королю Иерусалима Балдуину II с просьбой разрешить им взять на себя защиту паломников королевства. И в том, и в другом случае нет достойного объяснения зачем создавать орден со схожими задачами с уже имевшимся за 25 лет до Первого Крестового Похода Рыцарским Госпитальным Союзом Cвятого Жана Иерусалимского (Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem) основанном при уже существовавшем Странноприимном Доме в Иерусалиме, взявшим на себя заботы о христианских паломниках
         Мне видится, что события предшествующие созданию ордена, начались гораздо раньше.
         Еще до Первого крестового похода были массовые и стихийными предприятия - ранние походы на Восток (до середины XI в.) . Основную роль в них играла беднота, одурманенная церковной пропагандой и щедрыми посулами обрести рай земной. С середины XII в. крестовые походы превратились преимущественно в феодальные предприятия с помощью которых Римская церковь решала свои задачи по укреплению своего влияния на принадлежавших ранее территориях своего конкурента Византийской Империи. Неслучайно Крестовым походам предшествовал церковный раскол. Католическая церковь во главе с папами помогла светским феодалам объединить усилия и дала крестовым походам идеологическое обоснование, провозгласив их благочестивым делом. Папство хотело, с одной стороны, удалить из Европы рыцарскую вольницу, представлявшую постоянную угрозу для церковного землевладения, а с другой -- использовать военную силу рыцарства для установления своего господства над всем христианским миром и для создания на Востоке новых владений, подконтрольных «Святому престолу». С конца же XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствами Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье. Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.
           В ноябре 1095 г. папа Урбан II созвал церковный собор во французском городе Клермоне. По окончании собора он выступил с речью перед огромными толпами простого народа, рыцарей и духовенства, призывая взяться за оружие, чтобы вырвать из рук «неверных» «Гроб господень». Всем участникам похода было обещано полное прощение грехов, а тем, кто погибнет, -- рай. Папа указал и на земные выгоды, ожидающие крестоносцев на Востоке. Тот, кто отправится на Восток для освобождения Гроба Господня, завершал свою речь папа Урбан II, получит полное прощение всех грехов и долгов; тех же, кто примет смерть в битвах за веру, ждет вечное райское блаженство. На следующий день (27 ноября), созвал на совет одних епископов; в их присутствии был решен вопрос, кому принять управление множеством людей, выразивших желание странствовать, так как между ними не было никого из князей. Единогласно был избран епископ города Пюи (Podiensis episcopus Адемар), которого считали весьма искусным и в человеческих, и в божеских делах, чрезвычайно сведущим в науках обоего рода (т.-е. в богословских и в светских), и осмотрительным в своих поступках. Призыв Урбана II нашел живой отклик среди собравшихся. Многие тут же давали обет идти в поход, в знак чего нашивали на свою одежду кресты.
              Уже через несколько дней в Клермон прибыли к Урбану II послы могущественного сеньора, графа  Раймунда IV Тулузского. Граф объявлял о том, что и сам он, и его вассалы, готовы отправиться в Иерусалим, чтобы покарать неверных. В его армию и был определен папский легат Адемар.
Речь Урбана II, упомянувшего о сказочном плодородии земель восточных стран, взбудоражила крепостных крестьян, надеявшихся на лучшую жизнь и свободу.
               После Клермонского собора проповедь войны с «неверными» развернули епископы, священники и монахи. Наибольшую популярность среди простого народа приобрел монах Петр Амьенский (Пустынник), призывавший к участию в походе простой народ в Северной и Средней Франции, а также в прирейнской Германии. Под влиянием его проповедей ранней весной 1096 г. десятки тысяч бедняков поднялись на «Святое паломничество». Ими предводительствовали Петр Пустынник, разорившийся рыцарь Вальтер Голяк из Северной Франции и священник Готшалк из Рейнской области. Нестройными толпами, вооруженные лишь дубинками, косами, топорами, без запасов продовольствия участники похода шли вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю. Изголодавшиеся крестьянские массы, к которым присоединилось немало различных авантюристов из обедневшего рыцарства, проходя через владения венгров, болгар, греков, отнимали у жителей продукты, грабили, убивали, насильничали; в прирейнских городах рыцари-грабители устраивали еврейские погромы. Местное население давало энергичный отпор неожиданным пришельцам. Крестоносцы понесли большие потери. Сильно поредевшее крестьянское войско летом 1096 г. прибыло в Константинополь, здесь оно повело себя столь же разнузданно. Алексей Комнин поспешил переправить крестьян на другой берег Босфора, в Малую Азию. Не ожидая подхода основных сил рыцарей-крестоносцев, бедняки устремились вперед. В октябре 1096 г. сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило их.
                В августе 1096 года Готфрид Бульонский встал во главе другой 40-тысячной армии крестоносцев и в ноябре через Германию, Венгрию и Балканы привел ее к Константинополю.
                Первый Крестовый поход не имел одного явного предводителя. Одним из них и являлся Готфрид Бульонский, активный сторонник Генриха IV, короля Германии и Императора Священной Римской Империи, ведшего с римскими папами (Григорием VII и др.) борьбу за инвеституру. Того самого, который боролся с суровым Папой Григорием VII и вынужден был молить его о прощении, придя босым в Каноссу. Нижняя Лотарингия стала наградой Готфриду за верную службу, однако если его покровитель, путем унижений смог вымолить прощения у Святого Престола, то расчитывать его соратнику на благосклонность римских клерикалов не приходилось. Поэтому после знаменитого призыва Урбана II об освобождении Гроба Господнего, собираясь в Святую Землю, Готфрид взял да и отказался от уже имевшихся у него владений и титулов, словно бы и не собирался возвращаться обратно. Графство Бульонское он продал епископу Льежскому, получив за него около полутора тысяч мер серебра и три меры золота. Титул герцога Нижней Нормандии был заложен, после смерти Готфрида герцогство стало причиной кровопролитной войны между Лимбургским и Лувенским домами.
                 Не являясь лидером похода  Готфрид Бульонский заслужил признание своей доблестью и дипломатией. Наблюдая, как другие военноначальники дерутся за захваченные трофеи и, в нарушении данной Императору Византии клятвы, присваивают себе завоеванное, он хоть и был выбран Королем Иерусалима, тем не менее уклонился от коронации. Готфрид Бульонский испытал влияние идей клюнийской реформы и во время правления в Иерусалиме вступил в конфликт с Раймундом Тулузским и его союзником архиепископом Пизы Даимбертом, первым латинским патриархом Иерусалима, которые требовали передачи этих городов в независимое владение Раймунда или образования из захваченных земель церковных доменов. Готфрид Бульонский заключил с Даимбертом договор о том, что, если в ходе дальнейших завоеваний будет создано светское государствово со столицей в Каире, Иерусалим и Яффа перейдут во владение католической Церкви как отдельные королевства. Однако планы завоевания Египта не осуществились. После смерти Готфрида Бульонского сторонники создания светского государства провозгласили королем Иерусалима его брата Балдуина.
                  Существует несколько версий смерти Готфрида Бульонского. Арабский хронист XII века Ибн аль-Каланиси в «Истории Дамаска» сообщает, что Готфрид Бульонский был ранен стрелой при осаде Акры и это стало причиной его болезни и кончины. В христианских хрониках XII века эта версия не встречается. Альберт Ахенский и Эккехард Аурский пишут о смертельной болезни, поразившей Готфрида Бульонского в Кесарии. Позднее распространилось предание о том, что он был отравлен в Кесарии одним из эмиров, но эта версия не подтверждается источниками. Возможно загадочный уход из мирской жизни был лишь предлогом к появлению прообраза графа Монте-Кристо и зарождению могущественной организации. Косвенно это подтвержденно в XIV веке  поэмой  (Le Voeux du Paon) Ж. де Лонгийона, где Готфрид Бульонский был включен в круг идеальных рыцарей, известных как «Девять Достойных». Симон де Сен-Бертен, утверждал, что тамплиеры возникли раньше, ещё до смерти Готфрида Бульонского в 1100 году: «Пока Годфри великолепно царствовал, некоторые решили не возвращаться в мир после всех перенесенных во имя Господа опасностей. По совету вождей Божьей армии они поклялись…отречься от мира, отказаться от личных благ и вести общинную жизнь, чтобы с помощью оружия защищать землю от нападений повстанцев-язычников, когда это будет необходимо»[Simon de St. Bertin, Gesta abbatum Sancti Bertini Sithensium ed. O. Holder-Egger, in Monumenta Germanica Historica: Scriptores vol. 13, p. 649. Translation by Helen Nicholson].
                  Король Иерусалима Балдуин I тактично избавился от главных конкурентов. Танкреда, который уже пытался объявить себя господином Тверии и всей Галилеи, Болдуин отправил в Антиохию вместо удачно умершего дяди. А Раймонда он отправил возглавить графство Триполи.
                  Между тем бесславно закончились Арьергардные крестовые походы:
-Ломбардский поход архиепископа Миланского Ансельма IV. В мае 1101 года войско архиепископа соединилось близ Никомедии с французской крестоносной армией, которую возглавляли Этьен де Блуа и Раймунд Тулузский;
-Поход Гильома Неверского;
-Франко-баварский поход из Франции и Священной Римской империи. Им командовали герцог Гильом IX Аквитанский, граф Гуго Вермандуа и Вельф Баварский;
                   Уничтожение мусульманами трёх многочисленных армий привело правителей государств крестоносцев в уныние. Разгром Арьергардного похода означал почти полное прекращение притока свежих войск и христианского мирного населения в Иерусалимское королевство — дорога через Анатолию отныне была закрыта для христиан, а морем доставить сколько-нибудь значительные подкрепления было невозможно, так что теперь католическим княжествам Востока приходилось рассчитывать лишь на собственные силы. Надежды иерусалимских королей на интенсивное расширение владений оказались разрушены.
                   Дальнейшие попытки предводителей Арьергардного похода вести войны с сельджуками Малой Азии также были неудачны. Немногие уцелевшие, добравшиеся до Антиохии, в 1102 году прибыли в Иерусалим, откуда многие из них сразу же отплыли в Европу, посчитав свои клятвы исполненными. Этьен де Блуа остался при дворе короля Балдуина I и погиб в сражении при Рамле. Эд, герцог Бургундский, попавший в плен к мусульманам, так и не был выкуплен и умер в заточении. Раймунд Тулузский вернулся в Константинополь, где был холодно встречен императором Алексеем, разочарованным неудачей своего протеже. Затем он в сопровождении Гильома Неверского и немногочисленных выживших французских рыцарей отплыл в княжество Антиохийское. Регент Антиохии Танкред Тарентский сочувственно встретил всех неудачливых крестоносцев, кроме Раймунда, которого приказал бросить в тюрьму, обвинив в гибели всех трёх европейских армий. Граф Тулузский был освобождён лишь после того, как отрёкся от всех земель в Северной Сирии, на которые претендовал.
                  Болдуин I правил Иерусалимским королевством 18 лет и занимался кроме личных радостей жизни, обеспечением безопасности христианских паломников по дороге на Иерусалим. Для этой цели он захватил обширные территории в центре страны, включая Голаны и Заиорданье, захватил и отстроил прибрежные города страны: Арсуф, Кейсарию, Акко, Цидон и Бейрут. Только Цор на севере и Ащкелон на юге оставались в руках мусульман. Ашкелон оказался самым крепким орешком. И именно поэтому вокруг него выросло целое кольцо крепостей: Бейт Гуврин, Явне, Газа...
                  Таким образом, брат Готфрида занимался тем, что в последствии будет объявленно основной задачей ордена Тамплиеров. На это требовались деньги, а главное люди!
                   Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий. Кроме этого папский легат внимательно следил за всеми средствами появлявшимися у крестоносцев для удержания/налогообложения в пользу церкви.
                   Свобода действия у короля Иерусалима была ограниченной. В то же время оборона от набегов мусульман требовала постоянной готовности и тут не подходила практика феодального ополчения. Надолго отрываться от своего феода рыцарь не мог в силу экономических факторов. Нужна была постоянная воинская сила, способная отразить любые набеги.
                    Для поселившихся на захваченных землях после Крестового похода христиан, каждый вновь прибывающий вызывал подозрение, т.к. многие узнав о захваченных в результате похода сокровищах стремились урвать что либо себе и расплатившись с кредиторами возвратится домой в свои владения. Далеко не все участники похода были набожными и к тому же воинами.
                   Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Раис, лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам Иерусалимского королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы.
                   Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) играли важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли, итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. Преобладание городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей и европейцы получили прямой выход на Ближний Восток и в Азию, минуя Византию. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века. Однако, дерзкие итальянцы, пользуясь связями в папской концелярии, купили себе право экстерриториальности и неподсудности местному руководству, соответственно и не платили налогов. Всеми делами итальянцев занимались специальные консулы от этих городов.
                   Не отличаясь таким благочестием, как Готфрид, Балдуин практично вел дела королевства. Толпами прибывали паломники и арендаторы-колонисты, привлеченные ловкой политикой Балдуина I. Паломничество сделалось делом, от части, обыденным, тысячи и тысячи людей пускались в такие, очень дорогостоящие и долгие путешествия, причем не всегда вполне добровольно, паломничество также было необходимым атрибутом покаяния и примирения с церковью для многих еретиков. Однако такое предприятие было далеко не безопасным. Основных путей паломников было несколько: те кто направлялись в Иерусалим следовали из центральной Франции в порты Марселя, Пизы или Генуи или пересекали Италию и отправлялись из Бари или Бриндизи в Апулии, те же кто следовал из Испании - в Сантьяго Ди Компостелла направлялись через Прованс и Лангедок.   
                  Стоит сказать, что по сути пути паломников совпадали с основными торговыми путями того времени.
                  Балдуин же продолжал искать спонсоров укрепления христианских государств. Такое лицо вскоре появилось. В 1104 году в Святую землю с большой свитой рыцарей прибыл граф Гуго Шампанский, сводный брат Этьена II, графа де Блуа. Предприимчивый феодал, присоединивший к Шампани Бар-ле-Дюк и Витри. Из своей резиденции в городе Труа в верховьях Сены он управлял большими и весьма богатыми землями, входившими в состав Западного Франкского королевства Карла Лысого. Гуго был  потрясен увиденным, каким рискам подвергались паломники и невозможностью короля защитить их.
                   Вернувшись домой в 1107 году Гуго Шампанский намеревался вступить в орден иоаннитов, но затем у него родился план создания нового ордена. Деньги у него имелись, нужен был человек, способный провести организационную работу по созданию предприятия и подбору достойных рыцарей.
                   В августе 1114 года Гуго вторично отправился в Иерусалим в сопровождении Гуго де Пейна, поместье которого располагалось в нескольких километрах от Труа, ниже по течению Сены. Приписан он был к церковному приходу Монтиньи; граф Шампанский был его законным сюзереном, и Пейн входил в его рыцарскую дружину. Вот он то позже стал номинальным основателем ордена Тамплиеров в Иерусалиме.
                   По возвращении в 1116 году Гуго даровал аббатству Клерво, основанному в 1115 году цистерцианцем Бернаром Клервоским, обширные владения. В обмен на подношение Бернар подготовил устав нового ордена и способствовал лобированию его принятия папой.
                   В 1118 году на иерусалимском троне Балдуина I сменил его кузен Балдуин Буржский, а патриарха Даймбера — преподобный Вармунд де Пикуньи. Именно к ним Гуго де Пейн вместе с другим рыцарем, Готфридом де Сен-Омером, обратились с предложением создать рыцарское братство, подчиняющееся уставу религиозного ордена, но занимающееся защитой паломников. За основу они собирались взять устав, разработанный когда-то Блаженным Августином из Гиппона, и канонические правила церкви Гроба Господня в Иерусалиме.
                   Предложение Гуго де Пейна было одобрено и королем, и патриархом; в день Рождества Христова в 1119 году Гуго де Пейн и восемь рыцарей, двое из которых были братьями, и все из которых были его родственниками либо по крови, либо по свойству: Годфри де Сент-Омер, Пайен де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аньян, Андре де Монбар, Джеффри Бизон и записанные только по именам Россаль и Гондамер., — дали обет бедности, целомудрия и торжественно поклялись патриарху в церкви Гроба Господня. Они назвались «бедным братским воинством Иисуса Христа» и поначалу не носили какой-то особой одежды, а продолжали одеваться сообразно своей особой профессии. Дабы обеспечить их необходимыми для существования средствами, патриарх и король выделили им средства из своей казны. Балдуин II уступил им замок в Иерусалиме,  на южном склоне Храмовой горы.
                   Как назло, в период 1119—1123 годов было обострение борьбы за инвеституру между папством и императором Генрихом V. Легат Сканабекки и его помощник Грегорио Папарески добивались примирения императора, анафематствованного Реймсским собором, с Церковью. Завершившилась борьба за инвеституру Вормсским конкордатом, который стал важным дипломатическим достижением легата. После подписания конкордата Ламберто Сканабекки совершил мессу, на которой собственноручно причастил Генриха V, ознаменовав тем самым конец многолетнего конфликта.
                    Кардиналы избрали папой Сканабекки (15 декабря 1124 года).Однако через полгода после интронизации, под именем папы Гонория II, скончался бездетным император Генрих V, со смертью которого пресеклась Салическая династия. На выборы нового германского короля папа направил двух легатов  при активном участии которых был избран Лотарь Саксонский. Новый король изъявил покорность папе, испросил у последнего одобрения и обещал исполнять Вормсский конкордат. Таким образом, избрание Лотаря II стало важным дипломатическим достижением Гонория II. Конрад Гогенштауфен, восставший против Лотаря II и коронованный в качестве короля Италии, был тотчас отлучён папой от Церкви, равно как и совершивший церемонию коронования архиепископ Милана.
                    Затем 25 июля 1127 года внук Роберта Вильгельм II Апулийский умер бездетным, и его наследство, включавшее в себя Апулию и Калабрию, а также право сюзеренитета над Рожером II Сицилийским, стало выморочным. По договорённости 1125 года Вильгельм II признал своим наследником Рожера II, но затем схожие обещания были даны другому кузену — Боэмунду II Антиохийскому и самому папе. Гонорий II получил возможность выступить в двойном качестве: предъявить претензии на Апулию и Калабрию в качестве законного наследника или по праву сюзерена вернуть себе выморочные владения вассала.Чем Гонорий II и воспользовался прибыв в Беневенто — папский анклав посреди норманнских владений. Рожер II в это же время во главе значительного флота прибыл в Салерно — столицу герцогства, здесь подкупами и уступками убедил горожан признать его своим новым герцогом. Гонорий II в своём послании запретил Рожеру II принимать титул герцога без согласия законного суверена — папы. В ответ Рожер II приступил к Беневенто, но не решился воевать с папой, а направился по территории Южной Италии, привлекая на свою сторону баронов и города. Добившись всеобщего признания, Рожер II в октябре 1127 года вернулся на Сицилию. Воспользовавшись отсутствием Рожера II, крупные континентальные бароны, включая Райнульфа Алифанского, ряд городов (в том числе Троя) заключили в Трое союз против нового герцога и призвали на помощь Гонория II. В декабре 1127 года к коалиции присоединился вновь вступивший на престол князь Роберт II Капуанский, на интронизации которого присутствовал сам папа. 30 декабря 1127 года в Капуе Гонорий II публично обвинил Рожера II в злодеяниях против папских подданных в Беневенто и отлучил его от Церкви.
                     Открытая война между Гонорием II и Рожером II началась в мае 1128 года. После непродолжительных манёвров противоборствующие армии встретились при реке Брадано и более двух месяцев стояли друг против друга. За это время сторонники папы перессорились между собой, и его армия стала разбегаться. В этих условиях Гонорий II был вынужден предложить Рожеру II переговоры, которые завершились договором 22 августа 1128 года. Гонорий II признал Рожера II герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии, а тот, в свою очередь, поклялся в верности папе как своему сюзерену. Попытка Гонория II присоединить Южную Италию к своим владениям закончилась безрезультатно.
                     Столь деятельная жизнь папы Гонория ни как не способствовала скорейшему утверждению нового ордена и лишь воспользовавшись ухудшением здоровья папы 13 января 1129 года, на Соборе в Труа, вотчине графа Шампани удалось провести легализацию тамплиеров.
                     Не дожидаясь результатов об утверждении ордена, в 1125 году Гуго I отрёкся от титула и отправился в Иерусалим, где вступил в орден Тамплиеров. Несмотря на то, что его вторая жена родила сына Эда, он отказался признать себя его отцом, обвинив жену в супружеской измене и заявив, что он не способен иметь детей. Свои земли Гуго завещал племяннику, графу Блуа Тибо IV, сыну  Этьен-Анри де Блуа (фр. Etienne II de Blois) — граф Блуа (Этьен II), граф Бри, Шартра, Мо и др., пфальцграфу Шампани, участнику и одиному из руководителей 1-го крестового похода. Все попытки Эда вернуть себе отцовское наследство ни к чему не привели.
                     Гуго I официально покинул этот мир 14 июня 1126 в Палестине, по странной закономерности спустя год пребывания, подобно Готфриду Бульонскому.
Продолжение следует
Tags: Финансы и власть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments